Crank mechanism of an internal combustion engine: device, purpose, how it works
 

Content

In internal combustion engines, there are two mechanisms that make it possible to move vehicles. It is gas distribution and crank. Let's focus on the purpose of the KShM and its structure.

What is the engine crank mechanism

KShM means a set of spare parts that form a single unit. In it, a mixture of fuel and air in a certain proportion burns and releases energy. The mechanism consists of two categories of moving parts:

  • Performing linear movements - the piston moves up / down in the cylinder;
  • Performing rotational movements - the crankshaft and the parts installed on it.
Crank mechanism of an internal combustion engine: device, purpose, how it works

A knot that connects both types of parts is capable of converting one type of energy into another. When the motor works autonomously, the distribution of forces goes from the internal combustion engine to the chassis. Some cars allow energy to be redirected back from the wheels to the motor. The need for this may arise, for example, if it is impossible to start the engine from the battery. Mechanical transmission allows you to start the car from the pusher.

 

What is the engine crank mechanism for?

KShM sets in motion other mechanisms, without which it would be impossible for the car to go. In electric vehicles, the electric motor, thanks to the energy it receives from the battery, immediately creates a rotation that goes to the transmission shaft.

The disadvantage of electric units is that they have a small power reserve. Although the leading manufacturers of electric vehicles have raised this bar to several hundred kilometers, the vast majority of motorists do not have access to such vehicles due to their high cost.

Crank mechanism of an internal combustion engine: device, purpose, how it works

The only cheap solution, thanks to which it is possible to travel long distances and at high speed, is a car equipped with an internal combustion engine. It uses the energy of the explosion (or rather the expansion after it) to set in motion the parts of the cylinder-piston group.

 

The purpose of the KShM is to ensure uniform rotation of the crankshaft during rectilinear movement of the pistons. Ideal rotation has not yet been achieved, but there are modifications to the mechanisms that minimize the jerking resulting from sudden jolts of the pistons. 12-cylinder engines are an example of this. The angle of displacement of the cranks in them is minimal, and the actuation of the entire group of cylinders is distributed over a greater number of intervals.

The principle of operation of the crank mechanism

If you describe the principle of operation of this mechanism, then it can be compared with the process that occurs while riding a bicycle. The cyclist alternately presses on the pedals, driving the drive sprocket into rotation.

The linear movement of the piston is provided by the combustion of the BTC in the cylinder. During a microexplosion (the HTS is strongly compressed at the moment the spark is applied, therefore, a sharp push is formed), the gases expand, pushing the part to the lowest position.

Crank mechanism of an internal combustion engine: device, purpose, how it works

The connecting rod is connected to a separate crank on the crankshaft. Inertia, as well as an identical process in adjacent cylinders, ensures that the crankshaft rotates. The piston does not freeze at the extreme lower and upper points.

The rotating crankshaft is connected to a flywheel to which the transmission friction surface is connected.

After the end of the stroke of the working stroke, for the execution of other strokes of the motor, the piston is already set in motion due to the revolutions of the mechanism shaft. It is possible due to the execution of the stroke of the working stroke in adjacent cylinders. To minimize jerking, the crank journals are offset from each other (there are modifications with in-line journals).

 

KShM device

The crank mechanism includes a large number of parts. Conventionally, they can be classified into two categories: those who perform the movement and those that remain fixed in one place all the time. Some perform various kinds of movements (translational or rotational), while others serve as a form in which the accumulation of the necessary energy or support for these elements is ensured.

Crank mechanism of an internal combustion engine: device, purpose, how it works

These are the functions performed by all the elements of the crank mechanism.

Block crankcase

A block cast from durable metal (in budget cars - cast iron, and in more expensive cars - aluminum or other alloy). The necessary holes and channels are made in it. Coolant and engine oil circulate through the channels. Technical holes allow the key elements of the motor to be connected into one structure.

The largest holes are the cylinders themselves. Pistons are placed in them. Also, the block design has supports for the crankshaft support bearings. A gas distribution mechanism is located in the cylinder head.

Crank mechanism of an internal combustion engine: device, purpose, how it works

The use of cast iron or aluminum alloy is due to the fact that this element must withstand high mechanical and thermal loads.

At the bottom of the crankcase there is a sump in which oil accumulates after all the elements have been lubricated. To prevent excessive gas pressure from building up in the cavity, the structure has ventilation ducts.

There are cars with wet or dry sump. In the first case, the oil is collected in the sump and remains in it. This element is a reservoir for the collection and storage of grease. In the second case, the oil flows into the sump, but the pump pumps it out into a separate tank. This design will prevent a complete loss of oil in the event of a sump breakdown - only a small part of the lubricant will leak out after the engine is turned off.

Cylinder

The cylinder is another fixed element of the motor. In fact, this is a hole with a strict geometry (the piston must fit perfectly into it). They also belong to the cylinder-piston group. However, in the crank mechanism, the cylinders act as guides. They provide a strictly verified movement of the pistons.

The dimensions of this element depend on the characteristics of the motor and the size of the pistons. The walls at the top of the structure are facing the maximum temperature that can occur in the engine. Also, in the so-called combustion chamber (above the piston space), a sharp expansion of gases occurs after the ignition of the VTS.

To prevent excessive wear of the cylinder walls at high temperatures (in some cases it can rise sharply to 2 degrees) and high pressure, they are lubricated. A thin film of oil forms between the O-rings and the cylinder to prevent metal-to-metal contact. To reduce the friction force, the inner surface of the cylinders is treated with a special compound and polished to an ideal degree (therefore, the surface is called a mirror).

Crank mechanism of an internal combustion engine: device, purpose, how it works

There are two types of cylinders:

  • Dry type. These cylinders are mainly used in machines. They are part of the block and look like holes made in the case. To cool the metal, channels are made on the outside of the cylinders for the circulation of the coolant (internal combustion engine jacket);
  • Wet type. In this case, the cylinders will be separately made sleeves that are inserted into the holes of the block. They are reliably sealed so that additional vibrations are not formed during the operation of the unit, due to which the KShM parts will fail too quickly. Such liners are in contact with the coolant from the outside. A similar design of the motor is more susceptible to repair (for example, when deep scratches are formed, the sleeve is simply changed, and not bored and the holes of the block are grinded during the motor capitalization).

In V-shaped engines, the cylinders are often not symmetrically positioned relative to each other. This is because one connecting rod serves one cylinder, and it has a separate place on the crankshaft. However, there are also modifications with two connecting rods on one connecting rod journal.

Cylinder block

This is the largest part of the motor design. At the top of this element, the cylinder head is installed, and between them there is a gasket (why is it needed and how to determine its malfunction, read in a separate review).

Crank mechanism of an internal combustion engine: device, purpose, how it works

Recesses are made in the cylinder head to form a special cavity. In it, the compressed air-fuel mixture is ignited (often called a combustion chamber). Modifications to water-cooled motors will be equipped with a head with channels for fluid circulation.

Engine skeleton

All fixed parts of the KShM, connected in one structure, are called the skeleton. This part perceives the main power load during the operation of the moving parts of the mechanism. Depending on how the engine is mounted in the engine compartment, the skeleton also absorbs loads from the body or frame. In the process of movement, this part also collides with the influence of the transmission and the chassis of the machine.

Crank mechanism of an internal combustion engine: device, purpose, how it works

To prevent the internal combustion engine from moving during acceleration, deceleration or maneuvering, the frame is firmly bolted to the supporting part of the vehicle. To eliminate vibrations at the joint, engine mountings made of rubber are used. Their shape depends on the engine modification.

When the machine is driven on an uneven road, the body is subjected to torsional stress. To prevent the motor from taking such loads, it is usually attached at three points.

All other parts of the mechanism are movable.

Piston

It is part of the KShM piston group. The shape of the pistons can also vary, but the key point is that they are made in the form of a glass. The top of the piston is called the head and the bottom is called the skirt.

The piston head is the thickest part, as it takes on the thermal and mechanical stress when the fuel is ignited. The end of that element (bottom) can have different shapes - flat, convex or concave. This part forms the dimensions of the combustion chamber. Modifications with depressions of various shapes are often encountered. All these types of parts depend on the ICE model, the principle of fuel supply, etc.

Crank mechanism of an internal combustion engine: device, purpose, how it works

On the sides of the piston, grooves are made for installing O-rings. Below these grooves there are recesses for oil drainage from the part. The skirt is most often oval in shape, and its main part is a guide that prevents the piston wedge as a result of thermal expansion.

To compensate for the force of inertia, the pistons are made of light alloy materials. This makes them lightweight. The bottom of the part, as well as the walls of the combustion chamber, encounter maximum temperatures. However, this part is not cooled by circulating coolant in the jacket. Because of this, the aluminum element is subject to strong expansion.

The piston is oil cooled to prevent seizure. In many car models, lubrication is supplied naturally - the oil mist settles on the surface and flows back into the sump. However, there are engines in which oil is supplied under pressure, providing better heat dissipation from the heated surface.

Piston rings

The piston ring performs its function depending on which part of the piston head it is installed in:

  • Compression - the topmost. They provide a seal between the cylinder and piston walls. Their purpose is to prevent gases from the piston space from entering the crankcase. To facilitate the installation of the part, a cut is made in it;
  • Oil scraper - ensure the removal of excess oil from the cylinder walls, and also prevent the penetration of lubricant into the above-piston space. These rings have special grooves to facilitate oil drainage to the piston drain grooves.
Crank mechanism of an internal combustion engine: device, purpose, how it works

The diameter of the rings is always larger than the diameter of the cylinder. Due to this, they provide a seal in the cylinder-piston group. So that neither gases nor oil seep through the locks, the rings are placed in their places with the slots offset relative to each other.

The material used to make the rings depends on their application. So, compression elements are most often made of high strength cast iron and a minimum content of impurities, and oil scraper elements are made of high-alloy steel.

Piston pin

This part allows the piston to be attached to the connecting rod. It looks like a hollow tube, which is placed under the piston head in the bosses and at the same time through the hole in the connecting rod head. To prevent the finger from moving, it is fixed with retaining rings on both sides.

Crank mechanism of an internal combustion engine: device, purpose, how it works

This fixation allows the pin to rotate freely, which reduces the resistance to piston movement. This also prevents the formation of a working only at the attachment point in the piston or connecting rod, which significantly extends the working life of the part.

To prevent wear due to frictional force, the part is made of steel. And for greater resistance to thermal stress, it is initially hardened.

Pitman

The connecting rod is a thick rod with stiffening ribs. On the one hand, it has a piston head (the hole into which the piston pin is inserted), and on the other, a knit head. The second element is collapsible so that the part can be removed or installed on the crankshaft crank journal. It has a cover that is attached to the head with bolts, and to prevent premature wear of parts, an insert with holes for lubrication is installed in it.

The lower head bushing is called the connecting rod bearing. It is made of two steel plates with curved tendrils for fixation in the head.

Crank mechanism of an internal combustion engine: device, purpose, how it works

To reduce the frictional force of the inner part of the upper head, a bronze bushing is pressed into it. If it is worn out, the entire connecting rod will not need to be replaced. The bushing has holes for oil supply to the pin.

There are several modifications of connecting rods:

  • Gasoline engines are most often equipped with connecting rods with a head connector located at right angles to the connecting rod axis;
  • Diesel internal combustion engines have connecting rods with an oblique head connector;
  • V-engines are often equipped with twin connecting rods. The secondary connecting rod of the second row is fixed to the main one with a pin according to the same principle as to the piston.

Crankshaft

This element consists of several cranks with an offset arrangement of the connecting rod journals relative to the axis of the main journals. There are already different types of crankshafts and their features separate review.

The purpose of this part is to convert the translational motion from the piston into rotational. The crank pin is connected to the lower connecting rod head. There are main bearings in two or more places on the crankshaft to prevent vibration due to unbalanced rotation of the cranks.

Crank mechanism of an internal combustion engine: device, purpose, how it works

Most crankshafts are equipped with counterweights to absorb centrifugal forces acting on the main bearings. The part is made by casting or turned on lathes from a single blank.

A pulley is attached to the toe of the crankshaft, which drives the gas distribution mechanism and other equipment, such as a pump, generator and air conditioning drive. There is a flange on the shank. A flywheel is attached to it.

Flywheel

Disc-shaped part. The forms and types of different flywheels and their differences are also devoted to A separate article... It is needed to overcome the compression resistance in the cylinders when the piston performs the compression stroke. This is due to the inertia of the rotating cast iron disc.

Crank mechanism of an internal combustion engine: device, purpose, how it works

A gear rim is fixed at the end of the part. The starter bendix gear is connected to it at the moment the engine starts. On the side opposite to the flange, the flywheel surface is in contact with the clutch disc of the transmission basket. The maximum frictional force between these elements ensures the transmission of torque to the gearbox shaft.

As you can see, the crank mechanism has a complex structure, because of which the repair of the unit must be carried out exclusively by professionals. To extend the engine life, it is extremely important to adhere to the routine maintenance of the car.

Additionally, watch a video review about KShM:

Crank mechanism (KShM). The basics
SIMILAR ARTICLES

READ ALSO

Home » Articles » Crank mechanism of an internal combustion engine: device, purpose, how it works

Add a comment

Кривошипно-шатунный механизм двигателя: устройство, назначение, как работает

Содержание

В двигателях внутреннего сгорания существует два механизма, благодаря которым возможно перемещение транспорта. Это газораспределительный и кривошипно-шатунный. Сосредоточимся на назначении КШМ и его устройстве.

Что такое кривошипно-шатунный механизм двигателя

Под КШМ подразумевается комплект запчастей, образующих единый агрегат. В нем смесь из топлива и воздуха в определенной пропорции сгорает и выделяет энергию. Механизм состоит из двух категорий подвижных деталей:

  • Выполняющие линейные движения – поршень перемещается вверх/вниз в цилиндре;
  • Выполняющие вращательные движения – коленчатый вал и детали, установленные на нем.
Кривошипно-шатунный механизм двигателя: устройство, назначение, как работает

Узел, соединяющий оба типа деталей, способен преобразовать один вид энергии в другой. Когда мотор работает автономно, распределение сил идет от двс к ходовой части. Некоторые автомобили позволяют перенаправить энергию обратно – от колес к мотору. Необходимость в этом может возникнуть, например, при невозможности запустить двигатель от аккумулятора. Механическая трансмиссия позволяет завести машину с толкача.

Для чего нужен кривошипно-шатунный механизм двигателя

КШМ приводит в движение другие механизмы, без которых невозможно было бы машине ехать. В электротранспорте электрический мотор благодаря энергии, которую он получает от батареи, сразу создает вращение, поступающее на вал трансмиссии.

Недостаток электрических агрегатов в том, что у них маленький запас хода. Хотя ведущие производители электромобилей и повысили эту планку до нескольких сотен километров, подавляющему большинству автомобилистов такой транспорт недоступен по причине его дороговизны.

Кривошипно-шатунный механизм двигателя: устройство, назначение, как работает

Единственным дешевым решением, благодаря которому возможно передвижение на большие расстояния и с большой скоростью, является автомобиль, оснащенный ДВС. В нем используется энергия взрыва (а точнее расширения после него), чтобы приводить в движение детали цилиндропоршневой группы.

Назначение КШМ в том, чтобы обеспечить равномерное вращение коленчатого вала при прямолинейном перемещении поршней. Идеального вращения пока невозможно достичь, однако существуют модификации механизмов, которые минимизируют рывки, образующиеся при резких толчках поршней. Примером тому служат 12-цилиндровые двигатели. Угол смещения кривошипов в них минимален, а срабатывание всей группы цилиндров распределено на большее количество интервалов.

Принцип работы кривошипно-шатунного механизма

Если описать принцип работы данного механизма, то его можно сравнить с процессом, который происходит во время езды на велосипеде. Велосипедист поочередно нажимает на педали, приводя во вращение ведущую звездочку.

Линейное движение поршня обеспечивается сгоранием ВТС в цилиндре. Во время микровзрыва (ВТС в момент подачи искры сильно сжато, поэтому и образуется резкий толчок) газы расширяются, выталкивая деталь в крайнее нижнее положение.

Кривошипно-шатунный механизм двигателя: устройство, назначение, как работает

Шатун связывается с отдельным кривошипом на коленчатом валу. Инерция, а также идентичный процесс, происходящий в смежных цилиндрах, обеспечивают вращение коленвала. Поршень не замирает в крайних нижней и верхней точках.

Вращающийся коленчатый вал связан с маховиком, к которому подсоединяется фрикционная поверхность коробки передач.

После завершения такта рабочего хода для выполнения других тактов мотора поршень приводится в движение уже за счет оборотов вала механизма. Оно возможно благодаря выполнению такта рабочего хода в смежных цилиндрах. Чтобы минимизировать рывки, шатунные шейки кривошипов смещены относительно друг друга (есть модификации с рядным размещением шеек).

Устройство КШМ

Кривошипно-шатунный механизм включает большое количество деталей. Условно их можно отнести к двум категориям: выполняющие движение и те, которые все время остаются зафиксированными на одном месте. Одни выполняют разного рода движения (поступательные или вращательные), а другие служат формой, в которых обеспечивается аккумулирование нужной энергии или опорой для этих элементов.

Кривошипно-шатунный механизм двигателя: устройство, назначение, как работает

Вот какие функции выполняют все элементы кривошипно-шатунного механизма.

Блок-картер

Отлитый из прочного металла (в бюджетных авто – чугун, а в более дорогих – алюминиевый или другой сплав) блок. В нем сделаны необходимые отверстия и каналы. По каналам циркулирует охлаждающая жидкость и моторное масло. Технические отверстия позволяют соединить ключевые элементы мотора в одну конструкцию.

Самые большие отверстия – сами цилиндры. В них помещаются поршни. Также конструкция блока имеет опоры для опорных подшипников коленвала. В ГБЦ располагается газораспределительный механизм.

Кривошипно-шатунный механизм двигателя: устройство, назначение, как работает

Использование чугуна или алюминиевого сплава обусловлено тем, что этот элемент должен выдерживать большие механические и термические нагрузки.

В нижней части картера расположен поддон, в котором скапливается масло после смазки всех элементов. Чтобы в полости не создавалось чрезмерное давление газов, конструкция имеет вентиляционные каналы.

Существуют автомобили с мокрым или сухим картером. В первом случае масло собирается в поддоне и остается в нем. Этот элемент является резервуаром для забора и хранения смазки. Во втором случае масло стекает в поддон, но насос откачивает его в отдельный бачок. Такая конструкция предотвратит полную потерю масла при пробое поддона – вытечет лишь небольшая часть смазки после того, как мотор будет заглушен.

Цилиндр

Цилиндр – еще один неподвижный элемент мотора. По сути, это отверстие со строгой геометрией (поршень должен идеально помещаться в него). Они также относятся к цилиндропоршневой группе. Однако в кривошипно-шатунном механизме цилиндры выполняют функцию направляющих. Они обеспечивают строго выверенное перемещение поршней.

Размеры данного элемента зависят от особенностей мотора и величины поршней. Стенки в верху конструкции сталкиваются с максимальной температурой, какая только может возникать в двигателе. Также в так называемой камере сгорания (надпоршневое пространство) происходит резкое расширение газов после воспламенения ВТС.

Для предотвращения чрезмерного износа стенок цилиндров при высоких температурах (в некоторых случаях она может резко повышаться до 2 500 градусов) и большого давления, они смазываются. Между уплотнительными кольцами и цилиндром образуется тонкая масляная пленка, предотвращающая контакт металлических частей. Еще для снижения силы трения внутренняя поверхность цилиндров обрабатывается специальным составом, и полируется до идеальной степени (поэтому поверхность называется зеркалом).

Кривошипно-шатунный механизм двигателя: устройство, назначение, как работает

Существует два типа цилиндров:

  • Сухой тип. В основном в машинах используются именно такие цилиндры. Они являются частью блока и выглядят в виде отверстий, сделанных в корпусе. Чтобы металл охлаждался, с внешней стороны цилиндров сделаны каналы для циркуляции охлаждающей жидкости (рубашка двс);
  • Мокрый тип. В этом случае цилиндры будут отдельно выполненными гильзами, которые вставляются в отверстия блока. Они надежно уплотняются, чтобы в процессе работы агрегата не образовывались дополнительные вибрации, из-за чего детали КШМ будут выходить из строя слишком быстро. Такие гильзы с внешней стороны контактируют с ОЖ. Подобная конструкция мотора более податлива ремонту (например, при образовании глубоких царапин гильзу просто меняют, а не растачивают и шлифуют отверстия блока во время капиталки мотора).

В V-образных моторах часто цилиндры не расположены симметрично относительно друг друга. Это обусловлено тем, что один шатун обслуживает один цилиндр, и он имеет отдельное место на коленвале. Однако есть и модификации с двумя шатунами на одной шатунной шейке.

Блок цилиндров

Это самая большая часть конструкции мотора. Вверху этого элемента устанавливается головка блока цилиндров, а между ними находится прокладка (зачем она нужна и как определить ее неисправность, читайте в отдельном обзоре).

Кривошипно-шатунный механизм двигателя: устройство, назначение, как работает

В головке блока цилиндров сделаны углубления, которые формируют особенную полость. В ней сжатая воздушно-топливная смесь воспламеняется (часто ее называют камерой сгорания). Модификации моторов на водяном охлаждении будут оснащаться головкой с каналами для циркуляции жидкости.

Остов двигателя

Все неподвижные части КШМ, соединенные в одну конструкцию, называются остовом. Эта часть воспринимает основную силовую нагрузку в процессе работы подвижных частей механизма. В зависимости от того, как закреплен двигатель в моторном отсеке, остов воспринимает также нагрузки и от кузова или рамы. В процессе движения эта часть также сталкивается с воздействием трансмиссии и ходовой части машины.

Кривошипно-шатунный механизм двигателя: устройство, назначение, как работает

Чтобы предотвратить перемещение ДВС во время разгона, торможения или маневрирования, остов крепко фиксируется болтами к несущей части транспортного средства. Для устранения вибраций на месте соединения используются подушки двигателя, сделанные из резины. Их форма зависит от модификации двигателя.

Когда машина перемещается по неровной дороге, на кузов оказывается нагрузка кручения. Чтобы мотор не воспринимал такие нагрузки, обычно его крепят в трех точках.

Все остальные части механизма являются подвижными.

Поршень

Входит в состав поршневой группы КШМ. Форма поршней тоже может разниться, но ключевой момент – они выполнены в виде стакана. Верхнюю часть поршня называют головкой, а нижнюю – юбкой.

Головка поршня – самая толстая часть, так как она воспринимает на себя термическую и механическую нагрузку при воспламенении топлива. Торец того элемента (днище) может иметь разную форму – плоскую, выпуклую или вогнутую. Эта часть формирует размеры камеры сгорания. Нередко встречаются модификации с углублениями разной формы. Все эти типы детали зависят от модели ДВС, принципа подачи топлива и т.д.

Кривошипно-шатунный механизм двигателя: устройство, назначение, как работает

По бокам поршня сделаны канавки для установки уплотнительных колец. Ниже этих проточек имеются углубления для отвода масла от детали. Юбка чаще всего имеет форму овала, и основная ее часть – направляющая, предотвращающая клин поршня в результате термического расширения.

Чтобы компенсировать силу инерции, поршни изготавливаются из легкосплавных материалов. Благодаря этому они имеют небольшой вес. Днище детали, также как стенки камеры сгорания, сталкиваются с максимальными температурами. Однако данная деталь не охлаждается при помощи циркуляции ОЖ в рубашке. Из-за этого алюминиевый элемент подвержен сильному расширению.

Для предотвращения заклинивания поршень охлаждается маслом. Во многих моделях авто смазка подается естественным путем – масляный туман оседает на поверхности и стекает обратно в поддон. Однако встречаются двигатели, в которых масло подается под напором, обеспечивая лучший теплоотвод от нагретой поверхности.

Поршневые кольца

Поршневое кольцо выполняет свою функцию в зависимости от того, в какой части головки поршня оно установлено:

  • Компрессионные – самые верхние. Они обеспечивают уплотнение между стенками цилиндра и поршня. Их назначение – не дать газам из надпоршневого пространства проникнуть в картер. Чтобы облегчить установку детали, в ней сделан разрез;
  • Маслосъемные – обеспечивают удаление излишка масла со стенок цилиндра, а также предотвращают проникание смазки в надпоршневое пространство. Эти кольца имеют специальные канавки, облегчающие отвод масла к дренажным проточкам поршня.
Кривошипно-шатунный механизм двигателя: устройство, назначение, как работает

Диаметр колец всегда больше диаметра цилиндра. Благодаря этому они обеспечивают уплотнение в цилиндропоршневой группе. Чтобы ни газы, ни масло не просачивались через замки, кольца размещаются на своих местах со смещением прорезей относительно друг друга.

Материал, который используется для изготовления колец, зависит от их применения. Так, компрессионные элементы чаще всего выполнены из чугуна высокой прочности и минимальным содержанием примесей, а маслосъемные – из высоколегированной стали.

Поршневой палец

Эта деталь позволяет закрепить поршень на шатуне. Выглядит он в виде полой трубки, которая помещается под головкой поршня в бобышки и одновременно через отверстие головки шатуна. Чтобы палец не смещался, его фиксируют стопорными кольцами с обеих сторон.

Кривошипно-шатунный механизм двигателя: устройство, назначение, как работает

Подобная фиксация позволяет пальцу свободно проворачиваться, что снижает сопротивление движению поршня. Это также предотвращает образование выработки лишь на месте крепления в поршне или шатуне, что значительно продлевает рабочий ресурс детали.

Для предотвращения износа вследствие силы трения деталь изготавливают из стали. А для большей устойчивости к термическим нагрузкам ее изначально закаляют.

Шатун

Шатун представляет собой толстую тягу с ребрами жесткости. С одной стороны в нем имеется поршневая головка (отверстие, в которое вставляется палец поршня), а с другой – книвошипная головка. Второй элемент является разборным, чтобы деталь можно было снять или установить на шейку кривошипа коленчатого вала. В нем имеется крышка, которая крепится к головке при помощи болтов, а для предотвращения преждевременного износа деталей, в него устанавливается вкладыш с отверстиями для смазки.

Вкладыш нижней головки называется шатунным подшипником. Он выполнен из двух стальных пластин с выгнутыми усиками для фиксации в головке.

Кривошипно-шатунный механизм двигателя: устройство, назначение, как работает

Чтобы снизить силу трения внутренней части верхней головки, в нее запрессовывается бронзовая втулка. Если она износится, не нужно будет менять весь шатун. Во втулке имеются отверстия для подачи масла на палец.

Существует несколько модификаций шатунов:

  • Бензиновые моторы чаще всего оснащаются шатунами с расположением разъема головки под прямым углом относительно оси шатуна;
  • Дизельные ДВС имеют шатуны с косым разъемом головки;
  • V-образные двигатели нередко оснащаются спаренными шатунами. Второстепенный шатун второго ряда фиксируется на основном при помощи пальца по тому же принципу, что и к поршню.

Коленчатый вал

Этот элемент состоит из нескольких кривошипов со смещенным расположением шатунных шеек относительно оси коренных шеек. О разных типах коленвалов и их особенностях уже есть отдельный обзор.

Назначение этой детали – преобразовать поступательное движение от поршня во вращательное. Шатунная шейка кривошипа соединяется с нижней головкой шатуна. В двух или нескольких местах коленвала имеются коренные подшипники, предотвращающие образование вибрации вследствие несбалансированного вращения кривошипов.

Кривошипно-шатунный механизм двигателя: устройство, назначение, как работает

Большинство коленчатых валов оснащены противовесами, гасящими центробежные силы, действующие на коренные подшипники. Деталь изготавливается путем литья или вытачивается на токарных станках из единой болванки.

На носке коленвала крепится шкив, который приводит в движение газораспределительный механизм и другое оборудование, например, помпу, генератор и привод кондиционера. На хвостовике имеется фланец. К нему крепится маховик.

Маховик

Деталь, имеющая форму диска. О формах и типах разных маховиков и об их отличиях также посвящена отдельная статья. Он необходим для преодоления сопротивления сжатия в цилиндрах, когда поршень выполняет такт сжатия. Это обеспечивается благодаря инерции вращающегося чугунного диска.

Кривошипно-шатунный механизм двигателя: устройство, назначение, как работает

На торце детали зафиксирован зубчатый венец. К нему подсоединяется шестеренка бендикса стартера в момент запуска мотора. Со стороны, противоположной фланцу, поверхность маховика соприкасается с диском сцепления корзины трансмиссии. Максимальная сила трения между этими элементами обеспечивает передачу крутящего момента на вал коробки передач.

Как видно, кривошипно-шатунный механизм имеет сложное устройство, из-за чего ремонт агрегата должен выполняться исключительно профессионалами. Чтобы продлить ресурс двигателя, крайне важно придерживаться регламента планового технического обслуживания авто.

Дополнительно посмотрите видеообзор о КШМ:

Кривошипно-шатунный механизм (КШМ). Основы

Вопросы и ответы:

Какие детали входят в кривошипно шатунный механизм? Неподвижные детали: блок цилиндров, головка блока, гильзы цилиндров, вкладыши и коренные подшипники. Подвижные детали: поршень с кольцами, палец поршня, шатун, коленвал и маховик.

Как называется эта деталь КШМ? Это кривошипно-шатунный механизм. Он преобразует возвратно-поступательные движения поршней в цилиндрах во вращательные движения коленвала.

Какую функцию выполняют неподвижные детали КШМ? Эти детали отвечают за точное направление подвижных деталей (например, вертикальное перемещение поршней) и надежную фиксацию их для вращения (например, коренные подшипники).

Главная » Статьи » Кривошипно-шатунный механизм двигателя: устройство, назначение, как работает

Добавить комментарий