What is a thermostat and what is it for?

Content

The thermostat is one of the elements of the engine cooling system. This device allows you to maintain the operating temperature of the motor while it is running.

Consider what function the thermostat performs, its structure, and possible malfunctions.

What it is?

In short, a thermostat is a valve that reacts to changes in the temperature of the environment in which it is located. In the case of a motor cooling system, this device is installed at the junction of two pipe hoses. One forms the so-called small circle of circulation, and the other - a large one.

What is a thermostat and what is it for?

What is a thermostat for?

Everyone knows that the engine gets very hot during operation. So that it does not fail from an excessively high temperature, it has a cooling jacket, which is connected with pipes to the radiator.

As a result of vehicle standstill, all lubricant gradually flows into the oil pan. It turns out that there is practically no lubricant in a cold engine. Considering this factor, when the internal combustion engine starts up, it should not be given heavy loads so that its parts do not wear out faster than usual.

The cold oil in the sump is more viscous than when the power unit is operating, so it is more difficult for the pump to pump it into all units. To speed up the process, the engine must reach operating temperature as quickly as possible. Then the oil will become more fluid and the parts will lubricate faster.

The first car designers faced a difficult task: what to do to make the engine warm up quickly, but its temperature was stable during operation? For this, the cooling system was modernized, and two circulation circuits appeared in it. One provides fast heating of all sections of the engine (antifreeze or antifreeze is heated from the hot walls of the cylinders and transfers heat to the entire body of the internal combustion engine). The second is used to cool the unit when it reaches operating temperature.

What is a thermostat and what is it for?

The thermostat in this system plays the role of a valve, which at the right time deactivates the heating of the engine and connects the radiator to maintain the operating temperature of the internal combustion engine. How is this result achieved?

The device and principle of operation of the thermostat

The thermostat design includes:

  • Cylinder Basically, its body is made of copper. This metal has good thermal conductivity.
  • There is a filler inside it. Depending on the model of the part, it can be made from water and alcohol, or it can be from wax mixed with powder of copper, aluminum and graphite. This material has a high coefficient of thermal expansion. As long as the wax is cold, it is hard. It expands as it heats up.
  • Metal stem. It is placed inside the cylinder.
  • Rubber compressor. This element prevents the filler from entering the coolant and moves the stem.
  • Valve. There are two of these elements in the device - one at the top of the thermostat, and the other at the bottom (in some models it is one). They open / close the small and large circuit.
  • Housing. Both valves and the cylinder are fixed on it.
  • The springs provide the necessary resistance to stem movement.
What is a thermostat and what is it for?

The whole structure is placed inside the junction between the small and large circle. On the one hand, a small loop inlet is connected to the unit, on the other, a large inlet. There is only one way out of the fork.

While the coolant circulates in a small circle, it gradually heats up the thermostat cylinder. Gradually the temperature of the environment rises. When the indicator reaches 75 to 95 degrees, the wax has already melted (metal granules accelerate the process) and begins to expand. Since it lacks space in the cavity, it presses against the rubber stem seal.

When the power unit has warmed up sufficiently, the large circle valve begins to open, and the antifreeze (or antifreeze) begins to move in a large circle through the radiator. Since the operation of the stem directly depends on the temperature of the liquid in the channel, the device allows you to maintain the optimum temperature of the motor at any time of the year: in summer it does not allow it to overheat, and in winter it quickly reaches the operating temperature.

Regardless of the thermostat modifications, they all work according to the same principle. The only difference between them is the temperature range at which the valve is triggered. This parameter depends on the brand of the engine (each of them has its own operating temperature, therefore, the valve must also open within the specified range).

Depending on the region in which the car is operated, the thermostat should also be selected. If the main part of the year is hot enough, then a thermostat should be installed that works at a lower temperature. In colder latitudes, on the contrary, so that the engine warms up sufficiently.

What is a thermostat and what is it for?

To prevent the motorist from installing an unsuitable part, the manufacturer indicates the valve opening parameter on the device body.

In addition, all thermostats are different from each other:

  • The number of valves. The simplest design is with one valve. Such modifications are used in old cars. Most modern cars use a two-valve version. In such modifications, the valves are fixed on one stem, which ensures their synchronous movement.
  • One and two steps. Single stage models are used in classic cooling systems. If the fluid flows under pressure in the circuit, then two-stage thermostats are installed. In such models, the valve consists of two elements. One of them is triggered with less effort to relieve pressure, and then the second is activated.
  • With and without a body. Most of the models are frameless. To replace it, you need to disassemble the assembly in which it is installed. To facilitate the task, manufacturers implement some modifications already assembled in a special block. It is enough to connect the corresponding connections.What is a thermostat and what is it for?
  • Heated. Some vehicles are fitted with thermostats with a temperature sensor and a cylinder heating system. Such devices are controlled by an ECU. The main task of such devices is to change the temperature range of valve opening. If the motor is running without heavy loads, the thermostat is operating normally. If there is an additional load on the unit, the electronic heating forces the valve to open earlier (the coolant temperature is approximately 10 degrees lower). This modification saves a little fuel.
  • Sizes. Each cooling system uses pipes of not only different lengths, but also diameters. In connection with this parameter, a thermostat must also be selected, otherwise antifreeze will flow freely from a small circuit to a large one and vice versa. If a body modification is purchased, then the diameter of the pipes and their angle of inclination will be indicated in it.
  • Complete set. This parameter is vendor dependent. Some sellers sell devices with high quality gaskets, while others put a lower-quality consumable in the kit, but offer to buy a more durable analog.

Checking the thermostat in the car

There are two ways to check the health of a device:

  • By dismantling from the system;
  • Without removing from the car.

The first method is rarely used. Some resort to it to fully make sure that it works. Also, this method will allow you to check the performance of a new part, since this will not work in the store. To do this, you need to heat the water (boiling water - above 90 degrees). The part is dipped into a container of boiling water.

If after a couple of minutes the valve does not open, then the part is faulty - either something happened to the stem, or to the spring, or maybe something happened to the container in which the wax is located. in this case, the thermostat must be replaced with a new one.

For more details on how to check a new part, see the video:

Checking the car thermostat

How to determine if it works or not?

You don't need to be a leading mechanical expert to test the thermostat on the machine without removing it. It is enough to understand how the device works. During the first minutes of engine operation, the entire cooling system should not heat up. With this in mind, you need to do the following:

  1. Start the engine and let it run.
  2. At this point, you should try the pipes connected to the radiator. If the thermostat is good, the system will not heat up for up to five minutes (depending on the ambient temperature). A cold system indicates that the valve is closed.
  3. Next, we look at the arrow on the dashboard. If it rises quickly and goes far beyond the 90 degree mark, try the pipes again. A cold system indicates that the valve is not responding.What is a thermostat and what is it for?
  4. Ideally, the following should happen: while the engine is warming up, the cooling system is cold. As soon as it has reached the desired temperature, the valve opens and antifreeze goes along a large circuit. This cools the bypass gradually.

If there are irregularities in the order of the thermostat, it is better to replace it immediately.

What are the types of malfunctions?

The thermostat is an unpretentious part in a car. Its working resource can be quite large. Nevertheless, due to various circumstances, it can fail. Here are some reasons for the breakdown:

  • Scale. Most often, this problem occurs due to the negligence of the motorist. Poor-quality antifreeze (or even water at all) and violation of the fluid change regulations lead to the formation of various deposits on the stock. Because of this, the valve may not open on time or not react at all to temperature changes.What is a thermostat and what is it for?
  • Vibration. This effect cannot be eliminated during engine operation, therefore this factor will only affect the defective part.
  • Overheating of the coolant. In the case of an old thermostat, breakage is inevitable, since the rubber seal is destroyed due to high temperatures. This also applies to the seal that drives the stem.

If the thermostat is broken, it can be either open or closed. In the first case, the motor will take too long to warm up (antifreeze moves immediately through the radiator and cools down).

In the second case, the motor will constantly overheat (the temperature arrow will jump up almost after a few minutes, and subsequently will show the maximum). In this case, the radiator and expansion tank will be cold.

What is a thermostat and what is it for?

There is also another symptom of a faulty thermostat. At idle, the engine takes a long time to warm up, but as soon as it experiences an increased load, the cooling stops working, and the arrow jumps up sharply. In this case, the thermostat is stuck in the middle position. It does not warm up quickly, because the coolant goes in a large circle. But the half-open valve is not enough for good cooling.

An indirect sign of a thermostat malfunction may be incorrect heating operation - cold air comes out of the air ducts, although the motor has been running for a long time.

Whatever the malfunction, it cannot be tolerated, since driving on a cold engine increases the wear of its parts, and working at extreme temperatures threatens to quickly break down the engine.

Video - checking work

A breakdown of the thermostat is critical for the engine. In addition, read a detailed overview of how the thermostat works as well as the test options:

Thermostat. Device, principle of operation, malfunction, check
SIMILAR ARTICLES

READ ALSO

Home » Articles » Car device » What is a thermostat and what is it for?

Add a comment

Что такое термостат и для чего он нужен?

Содержание

Термостат – один из элементов системы охлаждения двигателя. Это устройство позволяет поддерживать рабочую температуру мотора, пока он заведен.

Рассмотрим, какую функцию выполняет термостат, его устройство, а также возможные неисправности.

Что это такое?

Если коротко, то термостат это клапан, который реагирует на изменение температуры среды, в которой он находится. В случае с системой охлаждения мотора данное устройство устанавливается на развилке двух рукавов магистрали. Один образует так называемый малый круг циркуляции, а другой – большой.

Что такое термостат и для чего он нужен?

Для чего нужен термостат?

Всем известно, что в процессе работы двигатель сильно нагревается. Чтобы он не вышел из строя от чрезмерно высокой температуры, в нем имеется охлаждающая рубашка, которая подсоединена при помощи патрубков к радиатору.

В результате простоя автомобиля весь смазочный материал постепенно стекает в масляный поддон. Получается, в холодном моторе практически нет смазки. Учитывая этот фактор, когда заводится ДВС, ему нельзя давать большие нагрузки, чтобы его детали не износились быстрее обычного.

Холодное масло в поддоне более вязкое, чем при работе силового агрегата, поэтому насосу сложней его перекачать во все узлы. Для ускорения процесса двигатель должен как можно быстрее выйти на рабочую температуру. Тогда масло станет более текучим, и детали быстрее смажутся.

Перед первыми разработчиками автомобилей стояла непростая задача: что сделать, чтобы мотор быстро прогрелся, но при работе его температура была стабильной? Для этого система охлаждения была модернизирована, и в ней появилось два контура циркуляции. Один обеспечивает быстрый нагрев всех отделов мотора (антифриз или тосол нагревается от горячих стенок цилиндров и передает тепло на весь корпус ДВС). Второй используется для того, чтобы охлаждать агрегат, когда он вышел на рабочую температуру.

Что такое термостат и для чего он нужен?

Термостат в данной системе играет роль клапана, который в нужный момент деактивирует обогрев мотора, и подключает радиатор для поддержания рабочей температуры ДВС. Благодаря чему достигается такой результат?

Где находится термостат в автомобиле?

В большинстве моделей авто термостат выглядит практически одинаково за исключением некоторых конструктивных особенностей. Термостат будет стоять на стыке патрубков, идущих от двигателя и от радиатора охлаждения. Эти элементы будут подсоединяться к корпусу термостата. Если этот механизм не имеет корпуса, то он будет установлен в рубашке двигателя (корпус блока цилиндров).

Независимо от места положения термостата, от него обязательно будет отходить минимум один патрубок системы охлаждения, идущий к радиатору.

Устройство и принцип работы термостата

В конструкцию термостата входит:

  • Цилинднр. В основном его корпус изготавливается из меди. Этот металл имеет хорошую теплопроводность.
  • Внутри него находится наполнитель. В зависимости от модели детали он может быть выполнен из воды и спирта, а может быть из воска, смешанного с порошком меди, алюминия и графита. Этот материал имеет большой коэффициент термического расширения. Пока воск холодный, он твердый. По мере нагрева он расширяется.
  • Шток из металла. Он помещен внутри цилиндра.
  • Резиновый уплотнитель. Этот элемент не дает наполнителю попасть в охлаждающую жидкость и перемещает шток.
  • Клапан. Этих элементов в устройстве два – один в верхней части термостата, а другой в нижней (в некоторых моделях он один). Они открывают/закрывают малый и большой контур.
  • Корпус. На нем фиксируются оба клапана и цилиндр.
  • Пружины обеспечивают необходимое сопротивление движению штока.
Что такое термостат и для чего он нужен?

Вся конструкция помещается внутрь разветвления между малым и большим кругом. С одной стороны к узлу подсоединен входной патрубок малого контура, с другой – вход большого. Выход из разветвления один.

Пока охлаждающая жидкость циркулирует по малому кругу, она постепенно нагревает цилиндр термостата. Постепенно температура среды повышается. Когда показатель достигает от 75 до 95 градусов, воск уже растаял (металлические гранулы ускоряют процесс) и начинает расширяться. Так как ему не хватает места в полости, он давит на резиновое уплотнение штока.

Когда силовой агрегат прогрелся в достаточной мере, клапан большого круга начинает открываться, и антифриз (или тосол) начинает движение по большому кругу через радиатор. Так как работа штока напрямую зависит от температуры жидкости в канале, устройство позволяет поддерживать оптимальную температуру мотора в любое время года: летом не дает ему перегреться, а зимой – быстро выйти на рабочую температуру.

Независимо от модификаций термостатов все они работают по одному принципу. Единственное отличие между ними – диапазоном температур, при которых срабатывает клапан. Этот параметр зависит от марки двигателя (у каждой из них своя рабочая температура, поэтому и клапан должен открываться в заданном диапазоне).

В зависимости от региона, в котором эксплуатируется автомобиль, следует подбирать и термостат. Если основная часть года достаточно жаркая, тогда следует поставить термостат, который срабатывает при меньшей температуре. В более холодных широтах – наоборот, чтобы мотор в достаточной степени прогрелся.

Что такое термостат и для чего он нужен?

Чтобы автомобилист не установил неподходящую деталь, производитель указывает на корпусе устройства параметр открывания клапана.

Помимо этого все термостаты отличаются друг от друга:

  • Числом клапанов. Самая простая конструкция – с одним клапаном. Такие модификации используются в старых авто. В большинстве современных автомобилях используется двухклапанный вариант. В таких модификациях клапаны закреплены на одном штоке, что обеспечивает их синхронное движение.
  • Одна и две ступени. В классических охлаждающих системах используются одноступенчатые модели. Если в контуре жидкость проходит под давлением, тогда устанавливают двухступенчатые термостаты. В таких моделях клапан состоит из двух элементов. Один из них срабатывает при меньшем усилии, чтобы сбросить давление, а после этого активируется второй.
  • С корпусом и без него. Большинство моделей бескорпусные. Для его замены нужно разобрать узел, в котором он устанавливается. Чтобы облегчить задачу, производители реализуют некоторые модификации уже собранные в специальном блоке. Достаточно подсоединить соответствующие патрубки.Что такое термостат и для чего он нужен?
  • С подогревом. На некоторых автомобилях устанавливаются термостаты с термодатчиком и системой подогрева цилиндра. Такие устройства управляются ЭБУ. Основная задача таких приспособлений – изменить температурный диапазон открытия клапана. Если мотор работает без сильных нагрузок, то термостат работает в штатном режиме. Если на агрегат оказывается дополнительная нагрузка, электронный подогрев заставляет клапан открыться раньше (температура охлаждающей жидкости приблизительно на 10 градусов ниже). Такая модификация позволяет немного сэкономить топливо.
  • Размерами. В каждой системе охлаждения используются патрубки не только разной длины, но и диаметра. В связи с этим параметром должен подбираться и термостат, иначе антифриз будет беспрепятственно поступать из малого контура в большой и наоборот. Если покупается корпусная модификация, то в ней будет указан диаметр патрубков и их угол наклона.
  • Комплектацией. Этот параметр зависит от поставщика. Одни продавцы реализуют устройства с уплотнительными прокладками высокого качества, а другие кладут в комплект менее качественный расходник, но предлагают купить более долговечный аналог.

Типы и виды термостатов

Среди всех разновидностей термостатов встречаются:

  1. Одноклапанные;
  2. Двухступенчатые;
  3. Двухклапанные;
  4. Электронные.

Ключевое отличие этих модификаций в принципе открывания и в числе клапанов. Самым простым типом термостата является одноклапанный. Таким механизмом оснащается много моделей зарубежного производства. Работа термостата сводится к тому, что клапан при достижении конкретной температуры открывает контур большого круга циркуляции без перекрытия малого контура.

Двухступенчатые термостаты используются в системах, охлаждающая жидкость в которых находится под большим давлением. Конструктивно это такая же одноклапанная модель. Ее тарелка состоит из двух элементов разного диаметра. Вначале срабатывает малая тарелка (из-за маленького диаметра она легче перемещается в контуре с большим давлением), а за ней круг перекрывается большой тарелкой. Так в данных системах включается круг охлаждения мотора.

Двухклапанная модификация термостатов применяется в устройстве систем охлаждения отечественных автомобилей. На одном приводе устанавливается два клапана. Один отвечает за контур большого круга, а другой – малого. В зависимости от положения привода перекрывается один из кругов циркуляции.

Что такое термостат и для чего он нужен?

В электронных термостатах помимо основного элемента, нагревающегося от температуры охлаждающей жидкости, устанавливается и дополнительный нагреватель. Он подключается к блоку управления. Управление таким термостатом производится ЭБУ, который определяет режим работы мотора и подстраивает систему охлаждения под этот режим.

Проверка термостата в автомобиле

Существует два способа проверки работоспособности устройства:

  • Демонтируя из системы;
  • Не снимая с машины.

Первый способ редко когда используется. Некоторые к нему прибегают, чтобы полностью убедиться в его работоспособности. Также этот метод позволит проверить работоспособность новой детали, так как в магазине это не получится сделать. Для этого нужно нагреть воду (кипяток — выше 90 градусов). Деталь опускают в емкость с кипятком.

Если спустя пару минут клапан не откроется, значит деталь неисправна — либо что-то случилось со штоком, либо с пружиной, а может и что-то произошло с емкостью, в которой находится воск. в этом случае термостат нужно заменить на новый.

Подробней о том, как проверить новую деталь, смотрите в видео:

Проверка термостата автомобиля

Как определить, работает или нет?

Чтобы проверить работоспособность термостата, не снимая с машины, не нужно быть ведущим специалистом в области механики. Достаточно понимать принцип работы устройства. В первые минуты работы мотора вся система охлаждения не должна нагреваться. Учитывая это, необходимо сделать следующее:

  1. Завести двигатель и дать ему поработать.
  2. В этот момент следует попробовать патрубки, подсоединенные к радиатору. Если термостат исправный, система не будет нагреваться на протяжении до пяти минут (в зависимости от температуры окружающей среды). Холодная система говорит о том, что клапан закрыт.
  3. Далее смотрим на стрелку приборной панели. Если она быстро поднимается и уходит далеко за отметку в 90 градусов – пробуем патрубки снова. Холодная система свидетельствует о том, что клапан не срабатывает.Что такое термостат и для чего он нужен?
  4. В идеале должно происходить следующее: пока мотор прогревается, система охлаждения холодная. Как только он достиг нужной температуры, открывается клапан и антифриз идет по большому контуру. При этом байпас постепенно охлаждается.

Если существуют нарушения в порядке срабатывания термостата, лучше сразу его заменить.

Горячий и холодный термостат. Температура открытия

При замене термостата рекомендуется покупать заводской аналог. Он открывается при температуре ОЖ от 82 до 88 градусов. Но в некоторых случаях пригодится нестандартный термостат.

Например, существуют «холодные» и «горячие» термостаты. Первый тип устройств открываются при температуре около 76-78 градусов. Второй срабатывает, когда охлаждающая жидкость прогревается почти до 95 градусов.

Холодный термостат можно установить вместо штатного в автомобиль, мотор которого очень быстро прогревается и часто выходит на температуру кипения. Конечно, такая модификация системы охлаждения не устранит подобную проблему мотора, но плохо прогретый двигатель закипит немного позже.

если автомобиль эксплуатируется в северных широтах, то автомобилисты модифицируют систему охлаждения в сторону большей температуры открытия термостата. С установкой «горячего» варианта система охлаждения мотора не будет переохлаждать ДВС, что положительно скажется на работе печки.

Какие бывают неисправности?

Так как термостат всегда должен реагировать на изменения температуры в системе охлаждения мотора, он должен быть работоспособным. Рассмотрим основные неисправности термостата в системе охлаждения. По сути, их две: заблокировался в закрытом или открытом положении.

Заклинил в полностью закрытом положении

Если термостат перестал открываться, то во время работы мотора охлаждающая жидкость будет циркулировать только по малому кругу. Это значит, что двигатель будет должным образом нагреваться.

Что такое термостат и для чего он нужен?

Но из-за того, что вышедший на рабочую температуру ДВС не получает необходимого охлаждения (антифриз не циркулирует по большому кругу, а значит, он не охлаждается в радиаторе), он очень быстро выйдет на критический показатель температуры. Причем ДВС может закипеть, даже когда на улице мороз. Чтобы устранить подобную неисправность, необходимо заменить термостат на новый.

 «Завис» в полностью или частично открытом состоянии

В таком случае охлаждающая жидкость в системе со старта мотора сразу начинает циркулировать по большому кругу. Чтобы ДВС вышел на рабочую температуру (благодаря этому моторное масло должным образом прогреется, и качественно будет смазывать все детали агрегата), потребуется намного больше времени.

Если термостат вышел из строя зимой, то на морозе двигатель еще хуже будет прогреваться. Если летом в этом нет особой проблемы, то зимой в такой машине невозможно будет нагреться (радиатор печки будет холодным).

Можно ли ездить без термостата

Подобная мысль посещает автовладельцев, которые в летний период постоянно сталкиваются с перегревом машины. Они просто убирают термостат из системы, и антифриз при запуске ДВС сразу идет по большому кругу. Хотя сразу это не выводит мотор из строя, так делать не рекомендуется (инженеры не зря придумали и установили этот элемент в машину).

Что такое термостат и для чего он нужен?

Причина в том, что термостат в машине нужен для стабилизации температурного режима мотора. Он не просто обеспечивает прогрев или охлаждение силового агрегата. Если убрать этот элемент из системы охлаждения, то автовладелец принудительно отключает контур прогрева ДВС. Но открытый термостат не только включает большой круг циркуляции.

Одновременно он перекрывает малый круг циркуляции. Если убрать термостат, то в зависимости от типа системы охлаждения помпа будет давить антифриз сразу по малому кругу даже если из системы удален термостат. Причина в том, что циркуляция будет всегда идти путем наименьшего сопротивления. Поэтому, желая устранить перегрев мотора, автомобилист может устроить локальные перегревы в системе.

Но плохо прогретый двигатель может пострадать не меньше, чем при перегреве. В холодном моторе (а при циркуляции сразу по большому кругу его температура может даже не достигать отметки в 70 градусов) плохо сгорает воздушно-топливная смесь, из-за чего в нем появится нагар, быстрее выйдут из строя свечи зажигания или накала, пострадает лямбда-зонд и катализатор.

Гораздо лучше при частых перегревах мотора не удалять термостат, а установить холодный аналог (открывается раньше). Также следует выяснить, почему двигатель так часто перегревается. Причина может быть в забитом радиаторе или плохо работающем вентиляторе.

Видео — проверка работы

Поломка термостата критична для двигателя. В дополнение ко всему познакомьтесь с подробным обзором принципа работы термостата, а также варианта проверки:

Термостат. Устройство, принцип работы, неисправности, проверка

Вопросы и ответы:

Что такое термостат и для чего он нужен? Это устройство, которое реагирует на изменение температуры охлаждающей жидкости, и изменяет режим циркуляции тосола/антифриза в системе охлаждения.

Для чего служит термостат? Когда мотор холодный, ему нужно быстро нагреться. Термостат блокирует циркуляцию ОЖ по большому кругу, чтобы поддерживалась рабочая температура ДВС (зимой предотвращает замерзание мотора).

Какой ресурс у термостата? Срок службы термостата составляет около двух-трех лет. Это зависит от качества самой детали. Если его не заменить, мотор будет перегреваться или наоборот очень долго выходить на рабочую температуру.

Главная » Статьи » Устройство автомобиля » Что такое термостат и для чего он нужен?

Добавить комментарий