What is the octane number of gasoline

Content

When a driver enters a gas station, he parks his car at a specific terminal, which indicates which fuel can be refueled at this place. In addition to the fact that the car owner must clearly distinguish between the type of fuel (gasoline, gas or diesel), gasoline has several brands, in the designation of which a specific number is indicated.

These numbers represent the octane rating of the fuel. To understand how dangerous the use of gasoline unsuitable for a car can be, you need to figure out what is the difference between these brands, what factors are affected by the RH and whether it can be measured independently.

What is octane number

Before you understand the terminology, you should remember on what principle a gasoline engine works (in detail about the internal combustion engine read here). The air-fuel mixture from the fuel system is fed into the cylinder, where it is subsequently compressed by the piston several times (in models with direct injection, air is compressed, and gasoline is sprayed immediately before the spark is supplied).

At the end of the compression stroke, the BTC is ignited by a powerful spark generated by the ignition system, namely the spark plugs. The combustion of a mixture of air and gasoline occurs abruptly, as a result of which decent energy is released, pushing the piston in the direction opposite to the valves.

What is the octane number of gasoline

We know from physics lessons that when compressed strongly, air heats up. If the BTC is compressed in the cylinders more than it should be, the mixture will ignite spontaneously. And often this does not happen when the piston is performing the appropriate stroke. This is called engine detonation.

If this process often appears during the operation of the engine, it will quickly fail, since often the explosion of the VTS occurs at the moment when the piston begins to compress the mixture or has not yet completed the stroke. At this moment, the KShM is experiencing a special load.

To fix this problem, modern car manufacturers are equipping the engine with sensors that detect knock. The electronic control unit adjusts the operation of the fuel system to eliminate this effect. If it cannot be eliminated, the ECU simply turns off the engine and prevents it from starting.

But often the problem is solved simply by selecting the appropriate fuel - namely, with an octane rating suitable for a given type of internal combustion engine. The number in the name of the brand of gasoline indicates the pressure limit at which the mixture ignites on its own. The higher the number, the more compression the gasoline will withstand before self-igniting.

The practical value of the octane number

There are different modifications of motors. They create different pressure or compression in the cylinders. The harder the BTC is squeezed, the more power the motor will give out. Low octane fuel is used in vehicles with lower compression.

What is the octane number of gasoline

Most often these are old cars. In modern models, more efficient engines are installed, the efficiency of which is also due to high compression. They use high-octane fuel. The need to fill the tank not with the 92nd, but the 95th or 98th gasoline is reported in the technical documentation for the car.

What indicators affect the octane number

When gasoline or diesel fuel is made, the oil is divided into fractions. During processing (filtration and fractionation), pure gasoline appears. His RH corresponds to 60.

In order for the fuel to be used in internal combustion engines without detonation in the cylinders, various additives are added to the liquid during the distillation process.

The RON of gasoline is influenced by the amount of hydrocarbon compounds that act as an antiknock agent (as in the RON additives sold in auto dealerships).

Methods for determining the octane number

To determine which grade of gasoline drivers should use in their vehicle equipped with a specific engine, the manufacturer tests it with a reference gasoline. A specific internal combustion engine is installed on the stand. There is no need to completely mount the entire engine, a single-cylinder analogue with identical parameters is sufficient.

What is the octane number of gasoline

Engineers use different conditional situations to determine the moment at which detonation occurs. The parameters of the VTS temperature, the compression force and other parameters at which a particular fuel ignites independently change. Based on this, it is determined on what fuel the unit should operate.

Octane measurement process

It is impossible to make such a measurement at home. There is a device that determines the unit of the octane number of gasoline. But this method is rarely used by professional laboratories that check the quality of the fuel sold in the country, since it has a large error.

To accurately determine the RON of gasoline, petroleum product manufacturers use two methods in laboratory conditions:

  1. The air-fuel mixture is heated to 150 degrees. It is fed into the motor, the speed of which is fixed at 900 rpm. This method is used to test low octane gasoline;
  2. The second method does not provide for preheating the HTS. It is fed to the motor, the speed of which is set at 600 rpm. This method is used to check for compliance with gasoline, the octane number of which exceeds 92.

Measuring instruments

Of course, such methods of checking gasoline are not available to an ordinary motorist, so he has to be content with a special device - an octane meter. Most often, it is used by those car owners who choose which gas station to give preference to, but so as not to experiment on an expensive power unit of the car.

The reason for this mistrust is the dishonesty of suppliers who use low-quality or diluted gasoline for the sake of enrichment.

What is the octane number of gasoline

The device operates on the principle of the dielectric properties of gasoline. The higher it is, the higher the octane number will be shown by the device. To determine the parameters, you will need a control portion of pure gasoline with a known octane number. First, the device is calibrated, and then the fuel taken from a particular filling is compared with the sample.

However, this method has a significant drawback. The device needs to be calibrated. For this, either n-heptane is used (RON is zero), or gasoline with an already known octane number. Other factors also affect measurement accuracy.

Among the well-known devices for this procedure is the Russian OKTIS. More reliable and accurate in measurements - foreign analogue of Digatron.

How to increase the octane number of gasoline

You can increase the octane number of gasoline on your own if you purchase a specially designed additive for this. An example of such a tool is Lavr Next Octane Plus. The substance is poured into the gas tank after refueling. It dissolves quickly in gasoline. According to some measurements, the agent increases the octane number to six units. According to the manufacturer, if the car must run on 98th gasoline, then the driver can freely fill in the 92nd and pour this additive into the tank.

What is the octane number of gasoline

Among the analogs that are slightly smaller, but also increase the frequency range:

  • Astrohim Octane + (3-5 units);
  • Octane + by Octane Plus (increase by two units);
  • Liqui Moly Octane + (up to five units).

The reason why many car owners use 92nd gasoline with additives instead of the prescribed 95th or 98th is the popular belief (sometimes not groundless) that the owners of gas stations themselves use this method.

Often, substances that reduce the likelihood of premature detonation are used to increase the resistance to premature detonation. An example of this is solutions containing alcohol or tetraethyl lead. If you use the second substance, then carbon deposits accumulate on the pistons and valves.

What is the octane number of gasoline

The use of alcohol (ethyl or methyl) has fewer negative consequences. It is diluted from the ratio of one portion of the substance to 10 portions of gasoline. As those who used this method assure, the exhaust gases of the car become cleaner and no detonation was observed. However, it should be borne in mind that alcohol also has a "dark side" - it is hygroscopic, that is, it is able to absorb moisture. Because of this, both in the tank and in the fuel system, gasoline will have a higher percentage of moisture, which will adversely affect the operation of the engine.

For more information on additives of this kind, see the following video:

Additives in gasoline (fuel) - DO YOU NEED? MY VERSION

How to lower the octane number

Although modern cars are designed to run on high-octane gasoline, there are still many vehicles whose engines use 80 and sometimes even 76 brands of gasoline. And this applies not only to ancient cars, but also to some modern vehicles, for example, walk-behind tractors or special equipment (electric generators).

Such fuel has not been sold at ordinary gas stations for a long time, because it is not profitable. In order not to change the technique, the owners use the method of lowering the octane number, due to which the operation of the engines is adapted to the characteristics of the 92nd gasoline. Here are some ways:

  1. Some people leave the can of gasoline open for a while. While it is open, additives evaporate from the fuel. It is generally accepted that HR decreases by half a unit every day. Calculations show that it will take about two weeks to convert from the 92nd mark to the 80th mark. Of course, in this case, you need to be prepared that the volume of fuel is significantly reduced;
  2. Mixing gasoline with kerosene. Previously, motorists used this method, since there is no need to waste the volume for which the money was paid. The only drawback is that it is difficult to choose the right proportion.
What is the octane number of gasoline

What a dangerous detonation

The use of low-octane gasoline in an engine, the technical documentation of which indicates a different brand of fuel, can lead to detonation. Since the piston and crank mechanism are faced with a large load, unnatural for a particular stroke, the following problems may appear with the motor:

  • Burnout valves;
  • Burnout and deformation of pistons;
  • Deformation of the connecting rods;
  • Overheating of the motor and associated unpleasant consequences.

These are just some of the reasons why the engine should not be allowed to run on low octane gasoline.

In conclusion - another video dedicated to detonation:

KNOCKING - HOW TO DETERMINE AND PROTECT A MOTOR
SIMILAR ARTICLES

READ ALSO

Home » Articles » What is the octane number of gasoline

Add a comment

Что такое октановое число бензина

Когда водитель заезжает на заправку, он ставит свой автомобиль у конкретного терминала, на котором указано, какое топливо можно заправить на этом месте. Помимо того, что автовладелец должен четко различать тип топлива (бензин, газ или дизель), у бензина есть несколько марок, в обозначение которых указывается конкретная цифра.

Эти цифры обозначают октановое число топлива. Чтобы понять, чем может быть опасным использование неподходящего для автомобиля бензина, необходимо разобраться, в чем разница этих марок, на какие факторы влияет ОЧ и можно ли его измерить самостоятельно.

Что такое октановое число

Прежде чем разобраться с терминологией, следует вспомнить, по какому принципу работает бензиновый двигатель (подробно об устройстве ДВС читайте здесь). Воздушно-топливная смесь из топливной системы подается в цилиндр, где впоследствии сжимается поршнем в несколько раз (в моделях с непосредственным впрыском сжимается воздух, а бензин распыляется непосредственно перед подачей искры).

 

В конце такта сжатия ВТС воспламеняется мощной искрой, генерируемой системой зажигания, а именно свечей. Процесс сгорания смеси воздуха и бензина происходит резко, в результате чего высвобождается приличная энергия, толкающая поршень в сторону, противоположную клапанам.

Что такое октановое число бензина

Из уроков физики нам известно, что при сильном сжатии воздух нагревается. Если в цилиндрах ВТС будет сжиматься сильнее положенного, смесь воспламенится самопроизвольно. И часто это происходит не тогда, когда поршень выполняет соответствующий такт. Это называют детонацией двигателя.

Если этот процесс часто появляется во время работы мотора, он быстро выйдет из строя, так как часто взрыв ВТС происходит в тот момент, когда поршень начинает сжимать смесь или еще не завершил такт. В этот момент КШМ испытывает особенную нагрузку.

Чтобы исправить подобную проблему, производители современных автомобилей оснащают двигатель датчиками, которые фиксирую детонацию. Электронный блок управления корректирует работу топливной системы так, чтобы устранить данный эффект. Если его невозможно устранить, ЭБУ просто глушит мотор и не дает ему завестись.

Но часто проблема решается просто подбором соответствующего топлива – а именно, с октановым числом, подходящим для данного типа ДВС. Цифра в названии марки бензина указывает на предел давления, при котором смесь воспламеняется самостоятельно. Чем больше цифра, тем большее сжатие выдерживает бензин, прежде чем самовоспламенится.

Практическое значение октанового числа

Существуют разные модификации моторов. Они создают в цилиндрах разное давление или компрессию. Чем сильнее сжать ВТС, тем больше мощности выдаст мотор. Низкооктановое топливо используется в тех автомобилях, у которых компрессия ниже.

Что такое октановое число бензина

Чаще всего это старые автомобили. В современных моделях устанавливаются более производительные двигатели, КПД которых также объясняется высокой компрессией. Ими используется высокооктановое топливо. О необходимости заливать в бак не 92-й, а 95-й или 98-й бензин сообщается в технической документации к автомобилю.

Какие показатели влияют на октановое число

Когда изготавливается бензин или дизтопливо, нефть делится на фракции. В процессе обработки (фильтрация и фракционирование) появляется бензин в чистом виде. Его ОЧ соответствует показателю 60.

Чтобы топливо можно было использовать в двигателях внутреннего сгорания, но при том в цилиндрах не возникала детонация, в жидкость в процессе перегонки добавляются различные присадки.

На ОЧ бензина влияет количество углеводородных соединений, которые выполняют функцию антидетонационного средства (как в присадках для повышения ОЧ, продающихся в автомагазинах).

Способы определения октанового числа

Чтобы определить, какую марку бензина должны использовать водители в своем автомобиле, оснащенном конкретным мотором, производитель проводит испытание с эталонным бензином. На стенде устанавливается конкретный ДВС. Нет необходимости полностью монтировать весь двигатель, достаточно одноцилиндрового аналога с идентичными параметрами.

Что такое октановое число бензина

Инженеры используют разные условные ситуации, определяя момент, при котором возникает детонация. Изменяются параметры температуры ВТС, сила сжатия и другие параметры, при которых конкретное топливо воспламеняется самостоятельно. На основании этого определяется, на каком топливе должен работать агрегат.

Процесс измерения октанового числа

В домашних условиях невозможно провести такое измерение. Существует прибор, который определяет единицу октанового числа бензина. Но таки методом редко пользуются профессиональные лаборатории, которые проверяют качество продаваемого в стране топлива, так как у него имеется большая погрешность.

Для точного определения ОЧ бензина производители нефтепродуктов в лабораторных условиях используют два метода:

  1. Воздушно-топливная смесь нагревается до 150 градусов. Она подается в мотор, обороты которого фиксируются на показателе в 900 об/мин. Этот способ используют для проверки бензина с низким октановым числом;
  2. Второй способ не предусматривает предварительного нагрева ВТС. Она подается в мотор, обороты которого установлены на 600 об/мин. Таким методом проверяют на соответствие бензин, октановое число которого превышает 92.

Приборы для измерения

Конечно, обычному автомобилисту недоступны такие методы проверки бензина, поэтому ему приходится довольствоваться специальным прибором – октанометром. Чаще всего им пользуются те автовладельцы, которые выбирают, какой заправочной станции отдать предпочтение, но так, чтобы не экспериментировать на дорогостоящем силовом агрегате машины.

Причиной такого недоверия является недобросовестность поставщиков, которые используют некачественный или разбавленный бензин, ради обогащения.

Что такое октановое число бензина

Прибор действует на принципе диэлектрических способностей бензина. Чем она выше, тем выше значение октанового числа покажет прибор. Для определения параметров потребуется контрольная порция чистого бензина с известным октановым числом. Вначале проводится калибровка прибора, а затем с образцом сравнивается топливо, взятое с конкретной заправки.

Однако у такого метода есть существенный недостаток. Прибор необходимо калибровать. Для этого либо используется n-гептан (ОЧ равняется нулю), либо бензин с уже известным октановым числом. На точность замеров также влияют и другие факторы.

Среди известных приборов для данной процедуры – российский ОКТИС. Более надежный и точный в измерениях – зарубежный аналог Digatron.

Как повышают октановое число бензина

Повысить октановое число бензина можно самостоятельно, если приобрести специально предназначенную для этого присадку. Пример такого средства – Lavr Next Octane Plus. Вещество заливается в бензобак после заправки. Оно быстро растворяется в бензине. По некоторым замерам средство повышает октановое число до шести единиц. Как заявляет производитель, если машина должна работать на 98-м бензине, то водитель свободно может заливать 92-й и наливать в бак данную присадку.

Что такое октановое число бензина

Среди аналогов, которые немного меньше, но также повышают ОЧ:

  • Astrohim Octane+ (3-5 единиц);
  • Octane+ фирмы Октан Плюс (повышение на две единицы);
  • Liqui Moly Octane+ (до пяти единиц).

Причина, по которой многие автовладельцы используют 92-й бензин с присадками вместо положенного 95-го или 98-го, является распространенное мнение (иногда не беспочвенно) о том, что владельцы заправочных станций сами пользуются таким методом.

Часто для повышения устойчивости к преждевременной детонации используются вещества, снижающие вероятность преждевременной детонации. Примером тому – растворы, содержащие спирт или тетраэтилсвинец. Если использовать второе вещество, то на поршнях и клапанах сильно накапливается нагар.

Что такое октановое число бензина

Использование спирта (этиловый или метиловый) имеет меньше негативных последствий. Его разводят из соотношения одна порция вещества на 10 порций бензина. Как заверяют те, кто пользовался таким методом, выхлопные газы автомобиля становятся чище и детонации не наблюдалось. Однако следует учесть, что у спирта есть и «темная сторона» – он гигроскопичен, то есть, способен впитывать влагу. Из-за этого как в баке, так и в топливной системе бензин будет иметь более высокий процент влажности, что отрицательно скажется на работе мотора.

Дополнительно о присадках подобного рода смотрите в следующем видео:

Присадки в бензин (топливо) - А НАДО ЛИ? МОЯ ВЕРСИЯ

Как понижают октановое число

Хотя современные автомобили разработаны для работы на высокооктановом бензине, еще много техники, моторы которой используют 80-ю, а иногда даже и 76-ю марку бензина. Причем это касается не только древних авто, но и некоторых современных транспортных средств, например, мотоблоков или спецтехники (электрогенераторы).

На обычных заправках такого топлива уже давно не продают, потому что это не выгодно. Чтобы не менять технику, владельцы используют метод понижения октанового числа, благодаря чему адаптируется работа моторов под характеристики 92-го бензина. Вот несколько способов:

  1. Некоторые на определенное время оставляют канистру с бензином открытой. Пока она открыта, из топлива испаряются присадки. Принято считать, что ежедневно ОЧ снижается на половину единицы. Подсчеты показывают, что для преобразования с 92-й марки до 80-й потребуется около двух недель. Конечно, в этом случае нужно быть готовым, что объем топлива значительно снижается;
  2. Смешивание бензина с керосином. Раньше автолюбители пользовались именно таким методом, так как нет необходимости понапрасну растрачивать объем, за который были заплачены деньги. Единственный недостаток – сложно правильно подобрать пропорцию.
Что такое октановое число бензина

Чем опасна детонация

Использование низкооктанового бензина в моторе, техническая документация которого указывает на другую марку топлива, может привести к детонации. Так как поршень и кривошипно-шатунный механизм сталкиваются с большой нагрузкой, неестественной для конкретного такта, то с мотором могут появляться такие проблемы:

  • Прогорание клапанов;
  • Прогорание и деформация поршней;
  • Деформация шатунов;
  • Перегрев мотора и связанные с этим неприятные последствия.

Это лишь некоторые причины, почему нельзя допускать работу двигателя на бензине с низким октановым числом.

В завершение – еще одно видео, посвященное детонации:

ДЕТОНАЦИЯ - КАК ОПРЕДЕЛИТЬ И УБЕРЕЧЬ МОТОР
ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Главная » Статьи » Что такое октановое число бензина

Добавить комментарий