What is a radiator and what is it for?

Content

A radiator is a part of a car that is installed in the engine compartment. It provides constant engine cooling.

How does it work, what is it for, what types of radiators are there, why does it fail, how to care for it and how to choose the best modification? Let's deal with all the nuances in more detail.

General concepts, purpose

During the operation of the vehicle, all its mechanical components heat up. In some compartments, this figure reaches more than one hundred degrees. And the main unit, which will quickly fail due to high temperatures, is the motor.

What is a radiator and what is it for?

The moving parts of the engine must be cooled to prevent deterioration. For this, the engineers of each car manufacturer develop and install a cooling system.

The cooling radiator is a metal heat exchanger filled with antifreeze (or antifreeze) inside. Rubber pipes are connected to it, which are attached to the corresponding motor necks.

Motor cooling works according to the following principle. The started internal combustion engine rotates the impeller of the water pump. Thanks to this, antifreeze begins to circulate in the system (in a small circle). When the temperature of the liquid reaches 80-90 degrees, the thermostat is triggered and a large circulation circle opens. This allows the engine to warm up faster to the desired temperature.

The following 3D animation clearly demonstrates how the system works:

Car engine cooling system. General device. 3D animation.

What is it for in the car

The car engine works by burning fuel in the cylinders. As a result, all parts become very hot. When the temperature of the metallic elements rises, they expand. If they are not cooled, this will lead to various problems in the power unit, for example, cracks in the cylinder head, in the cooling jacket, cylinder head deformation, excessive thermal expansion of the pistons, and so on. Ignoring such problems will lead to expensive ICE repairs.

To stabilize the temperature, everyone internal combustion engines in their design they have a cooling jacket through which liquid circulates with the help of a pump. The heated antifreeze is fed through the highway to the car's radiator. In it, the liquid is cooled, and then flows back to the engine. This process allows you to maintain operating temperature of the internal combustion engine.

If there was no radiator in the design of the cooling system, the liquid in it would quickly boil. In the car, this part is installed in the front of the engine compartment. This is necessary so that more cold air enters its plane.

The efficiency of heat exchangers depends on the following factors:

  • the number of tubes - the more there are, the better the antifreeze will cool;
  • cross-section of tubes - oval shape increases the area of ​​contact with air, which increases heat transfer;
  • forced airflow - especially useful in urban driving mode;
  • cleanliness - the more debris there is between the fins of the heat exchanger, the more difficult it will be for fresh air to get onto the hot pipes.

Radiator design

What is a radiator and what is it for?

The material from which car radiators are made is metal (aluminum or copper). The walls of the heat exchanger are very thin, due to which the antifreeze quickly gives off its temperature and cools.

The design of the radiator consists of thin tubes welded together in the shape of a rectangle. This element is mounted on two tanks (one at the inlet, the other at the outlet). Additionally, plates are strung on the tubes, which increases the heat transfer area. Air flows between the ribs and quickly cools the surface of the part.

All heat exchangers have two openings: inlet and outlet. The system pipes are connected to them. To drain the liquid from the cavity, the heat exchanger is equipped with a plug installed at the bottom of the structure.

If the car is driving on a highway, there is enough air flow to cool the antifreeze naturally (blowing the ribs). In the case of city traffic, the air flow is less intense. For this, a large fan is installed in the cooling system behind the radiator. In older car models, it was directly driven by a motor. Modern cars are equipped with an antifreeze temperature control system and, if necessary, includes forced airflow.

How radiators are made - see the following video:

How car radiators are made

Radiator types

There are several types of heat exchangers. Each of them is designed for its own purpose, but they work according to the same principle - a liquid circulates inside them to ensure the exchange of heat. Heat exchangers are used in the following vehicle systems:

  • cooling;
  • heating;
  • climatic.

There are two categories of radiators most commonly used in the automotive industry.

  1. Tubular lamellar. This is the most common modification found on older cars. The heat exchanger in them consists of horizontally located tubes (circular section), on which thin plates are threaded. Most often they are made from an aluminum alloy. These modifications were installed on older vehicles. The main disadvantage is poor heat transfer due to the small area of ​​contact with the air flow.
  2. Tubular tape. They use long tubes (oval section), folded in the form of a coil. The material that is used for their manufacture is either an alloy of copper and brass, or aluminum. Such modifications are installed in many modern cars. Copper models have excellent thermal conductivity, but are very expensive. Therefore, the cooling system is often equipped with aluminum counterparts.
What is a radiator and what is it for?

Among the first category, there are two more types of radiators. These are single-pass and multi-pass models. They differ from each other in the principle of circulation.

  • One-way. Coolant enters the heat exchanger cavity from one side and is evenly distributed over all tubes. They have a significant drawback: the antifreeze in the cavity is distributed unevenly, due to which the efficiency of heat exchange is lost.
  • Multi-pass. The cooling elements are divided into several sections. This design increases the overall length of the line, which improves the heat transfer process.

Damage to radiators: causes, prevention

Like any part, the radiator in the car can also fail. Here are five main reasons.

  1. Mechanical damage. Since this part is installed in front of the vehicle, foreign objects often fall on it. For example, it can be stones from a car in front. Even a minor collision from a car can damage the radiator, compromising the tightness of the cooling system.
  2. Metal oxidation. Although all elements of the heat exchanger are made of stainless materials, the radiators are not protected against scale build-up inside their cavities. Due to the use of low-quality coolant, metal parts of the motor can oxidize, which clogs the line and prevents the free circulation of antifreeze.
  3. Natural wear and tear. Constant heating and cooling leads to "fatigue" of the metal, which reduces its strength. Vibrations in the engine compartment destroy the connecting seams, which can lead to leakage.
  4. Excessive line pressure. If a poor-quality plug is installed on the expansion tank, over time, the pressure relief valve stops functioning. Due to the heating of the antifreeze to a temperature above 100 degrees, the volume in the system increases. Most often, seams on plastic elements diverge. But the walls of the old heat exchanger become thinner over time, which leads to depressurization and leaks.
  5. Coolant freezing. This can happen in the case of using the wrong antifreeze or plain water. In the cold, water crystallizes and expands. From this, cracks appear on the walls of the tubes.
What is a radiator and what is it for?

Most of these problems can be prevented by applying preventive methods. To prolong the service of the radiator, the owner of the car can take the following measures.

  • Do not fill the system with normal water. In an emergency, you can use distilled, but in the near future you need to change it to antifreeze. This liquid boils at temperatures above 115 degrees. In addition, it contains lubricant, which has a beneficial effect on the pump impeller and other metal parts of the system.
  • Change the antifreeze in a timely manner, and when the level decreases, top up it. Replacement must be done at least 50-70 km. mileage (for antifreeze, this interval is from 000 thousand). But if the coolant has changed its color and turned black, this is a clear signal for system maintenance.
  • Install a radiator made for the given car model.
  • Perform routine maintenance on the entire cooling system.
  • Keep the fins of the heat exchanger clean.
  • During the replacement of the antifreeze, periodically flush the inner walls of the coil.

Which is better: repair or change

What is a radiator and what is it for?

All motorists can be roughly divided into two categories. The first believe that a failed part needs to be replaced with a new one. The latter are sure that everything can be repaired. And fixing radiators is a frequent topic of controversy.

The Internet is replete with all kinds of advice on how to fix the leak yourself. Some use special compounds. Others fill the system with crack bridging agents. Sometimes some methods help to prolong the life of the part for a while. But in most cases, these techniques only clog the cooling system.

It makes sense to repair copper models, because they are easy enough to solder. In the case of aluminum analogs, the situation is different. They can be soldered, but this will involve expensive welding. Therefore, the cost of repairing a leaking radiator will be almost identical to the price of a new part. It makes sense to agree to this procedure only in the case of an expensive heat exchanger model.

In most cases, repairs are only a temporary measure, because high pressure constantly builds up in the cooling system, which will lead to repeated depressurization of the line. If you carry out timely maintenance and cleaning of the system, you will often not need to change the radiator. Therefore, when a part breaks down and precious coolant poured onto the ground, it is better to replace this unit than to constantly throw away money to purchase another canister.

How to properly operate?

What is a radiator and what is it for?

One of the most important conditions for the correct operation of the radiator is to keep it clean and to prevent excessive pressure in the system. The second factor depends on the expansion tank cap.

The first procedure can extend the life of this component. However, it must be done correctly.

  • The manufacturer categorically prohibits the reuse of used coolant. Even if you clean it, it has already lost its properties, and therefore it will already be useless.
  • If the antifreeze is very dirty, before pouring a new one into the system, it must be rinsed with distilled water (in no case use ordinary water). It does not contain salts and impurities that can build up inside the coil and reduce the cooling efficiency.
  • When cleaning the outside, it is important to take into account that the fins of the heat exchanger are very thin and therefore even slight forces can bend them. Subsequently, this will prevent the natural airflow of the radiator pipes. If the procedure is performed using a mini-washer, you need to set up a small head. The jet should be directed perpendicular to the fins to prevent accumulated dirt from moving into the heat exchanger. Then it cannot be purified in any way.

Which radiator is better?

What is a radiator and what is it for?

In most cases, the answer to this question depends on the material capabilities of the motorist. Copper-brass models lend themselves to inexpensive repairs. Compared with aluminum analogs, they have better heat exchange properties (the heat transfer coefficient of copper is 401 W / (m * K), and of aluminum - 202-236). However, the cost of a new part is very high due to the price of copper. And one more drawback is its large weight (about 15 kilograms).

Aluminum radiators are cheaper, they are lighter in comparison with copper versions (in the region of 5 kg.), And their service life is longer. But they cannot be properly repaired.

There is another option - buy a Chinese model. They are much cheaper than the original part for a particular car. Only the main problem with most of them is their short service life. If an aluminum radiator copes with its functions for 10-12 years, the Chinese analogue is three times less (4-5 years).

For details on breakdowns and maintenance of radiators, see the following video:

Engine cooling radiator. Malfunctions. Cleaning.
SIMILAR ARTICLES

READ ALSO

Home » Articles » What is a radiator and what is it for?

Add a comment

Radiator_Avto0 (1)
Что такое радиатор и для чего он нужен?

Содержание

Радиатор – деталь автомобиля, которая устанавливается в моторный отсек. Он обеспечивает постоянное охлаждение двигателя.

 

Как он устроен, для чего нужен, какие виды радиаторов бывают, почему выходит из строя, как за ним ухаживать и как выбрать лучшую модификацию? Разберемся со всеми нюансами подробней.

Общие понятия, назначение

В процессе работы автомобиля все его механические узлы нагреваются. В отдельных отсеках этот показатель достигает не одной сотни градусов. И основной агрегат, который из-за повышенной температуры быстро выйдет из строя – мотор.

Radiator_Avto2 (1)

Чтобы движущиеся детали двигателя не испортились, их необходимо охладить. Для этого инженерами каждого автопроизводителя разрабатывается и устанавливается система охлаждения.

_

Радиатор охлаждения – металлический теплообменник, внутри заполненный антифризом (или тосолом). К нему подсоединены резиновые патрубки, которые крепятся на соответствующие горловины мотора.

Охлаждение мотора работает по следующему принципу. Заведенный ДВС вращает крыльчатку водяного насоса. Благодаря этому в системе (по малому кругу) начинает циркулировать антифриз. Когда температура жидкости достигает 80-90 градусов, срабатывает термостат и открывается большой круг циркуляции. Это позволяет двигателю быстрее прогреться до нужной температуры.

Следующая 3D-анимация наглядно демонстрирует принцип работы системы:

Система охлаждения двигателя автомобиля. Общее устройство. 3D анимация.

Для чего он нужен в машине

Мотор автомобиля работает за счет процесса горения топлива в цилиндрах. В результате этого все детали сильно нагреваются. Когда температура металлических элементов повышается, они расширяются. Если их не охладить, это приведет к разным проблемам в силовом агрегате, например, к появлению трещин в головке блока цилиндров, в охлаждающей рубашке, деформации ГБЦ, чрезмерному тепловому расширению поршней и так далее. Игнорирование подобных проблем приведет к дорогостоящему ремонту двс.

Чтобы стабилизировать температуру, все двигатели внутреннего сгорания в своей конструкции имеют охлаждающую рубашку, по которой с помощью помпы циркулирует жидкость. Нагретый тосол по магистрали поступает в радиатор автомобиля. В нем жидкость охлаждается, а затем поступает обратно в двигатель. Этот процесс позволяет поддерживать рабочую температуру ДВС.

Если бы в конструкции системы охлаждения не было бы радиатора, жидкость в ней быстро закипела бы. В машине эта деталь устанавливается в передней части подкапотного пространства. Это необходимо, чтобы на его плоскость поступало больше холодного воздуха.

Эффективность теплообменников зависит от таких факторов:

  • количество трубок – чем их больше, тем лучше охладится антифриз;
  • сечение трубок – овальная форма увеличивает площадь соприкосновения с воздухом, что увеличивает теплоотдачу;
  • принудительный обдув – особенно полезен в городском режиме езды;
  • чистота – чем больше мусора будет между ребрами теплообменника, тем труднее будет свежему воздуху попасть на горячие трубки.

Конструкция радиатора

Radiator_Avto (11) (1)

Материал, из которого изготавливаются автомобильные радиаторы – металл (алюминий или медь). Стенки теплообменника очень тонкие, благодаря чему антифриз быстро отдает свою температуру и охлаждается.

Конструкция радиатора состоит из тонких трубок, спаянных между собой в форму прямоугольника. Этот элемент крепится на двух бачках (один на входе, другой на выходе). Дополнительно на трубки нанизаны пластинки, что увеличивает площадь теплоотдачи. Воздух проходит между ребрами и быстро охлаждает поверхность детали.

Все теплообменники имеют два отверстия: на вход и на выход. К ним подсоединяются патрубки системы. Для слива жидкости из полости теплообменник оснащается пробкой, установленной внизу конструкции.

Если автомобиль движется по трассе, потока воздуха достаточно, чтобы охладить антифриз естественным путем (обдув ребер). В случае движения в городе поток воздуха не такой интенсивный. Для этого в системе охлаждения за радиатором устанавливается большой вентилятор. В старых моделях автомобилей он имел прямой привод от мотора. Современные машины оснащены системой контроля температуры тосола и при необходимости включает принудительный обдув.

Как изготавливают радиаторы – смотрите в следующем видео:

Как делают автомобильные радиаторы

Виды радиаторов

Существует несколько видов теплообменников. Каждый из них предназначен для своей цели, но работают они по одному принципу – внутри них циркулирует жидкость для обеспечения обмена тепла. Вот в каких системах автомобиля используются теплообменники:

  • охлаждающая;
  • отопительная;
  • климатическая.

Чаще всего в автомобильной промышленности используются две категории радиаторов.

  1. Трубчато-пластинчатые. Это самая распространенная модификация, которую устанавливали на старые автомобили. Теплообменник в них состоит из горизонтально расположенных трубок (круглого сечения), на которые нанизаны тонкие пластины. Чаще всего их изготавливают из алюминиевого сплава. Эти модификации устанавливались на старых автомобилях. Основной недостаток – слабая теплоотдача из-за небольшой площади соприкосновения с потоком воздуха.
  2. Трубчато-ленточные. В них используются длинные трубки (овального сечения), сложенные в форме змеевика. Материал, который используется для их изготовления – либо сплав меди и латуни, либо алюминий. Такие модификации устанавливают во многие современные автомобили. Медные модели обладают отличной тепловой проводимостью, но стоят очень дорого. Поэтому чаще охлаждающая система комплектуется алюминиевыми аналогами.
Radiator_Avto4 (1)

Среди первой категории существуют еще два вида радиаторов. Это одноходовые и многоходовые модели. Они отличаются друг от друга принципом циркуляции.

  • Одноходовые. Охлаждающая жидкость поступает в полость теплообменника с одной стороны и равномерно распределяется по всем трубкам. В них есть существенный недостаток: антифриз в полости распределяется неравномерно, из-за чего теряется эффективность обмена тепла.
  • Многоходовые. Охлаждающие элементы в них разделены на несколько секций. Эта конструкция увеличивает общую длину магистрали, что улучшает процесс теплообмена.

Повреждения радиаторов: причины, профилактика

Как и любая деталь, радиатор в машине тоже может выйти из строя. Вот пять основных причин.

  1. Механические повреждения. Так как эта деталь устанавливается впереди автомобиля, на нее часто попадают посторонние предметы. Например, это могут быть камни от впереди идущего авто. Даже незначительное столкновение машины может повредить радиатор, что нарушит герметичность системы охлаждения.
  2. Окисление металла. Хотя все элементы теплообменника изготавливаются из нержавеющих материалов, радиаторы не защищены от образования накипи внутри их полостей. Из-за использования некачественной охлаждающей жидкости металлические детали мотора могут окисляться, что засоряет магистраль и препятствует свободной циркуляции антифриза.
  3. Естественный износ. Постоянный нагрев и охлаждение приводит к «усталости» металла, от чего снижается его прочность. Вибрации в подкапотном пространстве способствуют разрушению соединительных швов, из-за чего может появиться течь.
  4. Чрезмерное давление в магистрали. Если на расширительном бачке установлена некачественная пробка, со временем клапан для сброса давления перестает функционировать. Из-за нагрева антифриза до температуры выше 100 градусов в системе увеличивается объем. Чаще всего расходятся швы на пластиковых элементах. Но стенки старого теплообменника со временем становятся тоньше, что приводит к разгерметизации и протечкам.
  5. Замерзание охлаждающей жидкости. Такое может происходить в случае использования неподходящего антифриза или обычной воды. На морозе вода кристаллизуется и расширяется. От этого на стенках трубок появляются трещины.
Radiator_Avto5 (1)

Большинство из перечисленных проблем можно предотвратить, применив профилактические методы. Чтобы продлить службу радиатора, хозяин авто может предпринять следующие меры.

  • Не заливать в систему обычную воду. В экстренном случае можно воспользоваться дистиллированной, но в ближайшее время нужно поменять ее на тосол. Эта жидкость закипает при температуре выше 115 градусов. Помимо этого она содержит смазочный материал, что благотворно влияет на крыльчатку насоса и другие металлические детали системы.
  • Своевременно менять тосол, а при уменьшении уровня – доливать его. Замену нужно производить не реже 50-70 000 км. пробега (для антифриза этот интервал составляет от 150 тысяч). Но если ОЖ поменяла свой цвет и стала черной, это явный сигнал для обслуживания системы.
  • Устанавливать такой радиатор, который изготовлен для данной модели автомобиля.
  • Проводить плановое техническое обслуживание всей системы охлаждения.
  • Сохранять ребра теплообменника в чистоте.
  • Во время замены тосола периодически применять промывку внутренних стенок змеевика.

Что лучше: ремонтировать или менять

Radiator_Avto7 (1)

Всех автомобилистов можно условно разделить на две категории. Первые считают, что вышедшую из строя деталь нужно менять на новую. Вторые уверены, что все можно отремонтировать. И починка радиаторов – частая тема для споров.

Интернет изобилует всевозможными советами по самостоятельному устранению течи. Одни используют специальные пластикаты. Другие засыпают в систему средства, предназначенные для закупорки трещин. Иногда некоторые методы помогают на время продлить эксплуатацию детали. Но в большинстве случаев эти методики лишь засоряют систему охлаждения.

Медные модели есть смысл ремонтировать, потому что их достаточно легко запаять. В случае алюминиевых аналогов ситуация другая. Их можно запаять, однако для этого будет использоваться дорогостоящая сварка. Поэтому стоимость ремонта потекшего радиатора будет практически идентична цене новой детали. Соглашаться на эту процедуру есть смысл только в случае с дорогой моделью теплообменника.

В большинстве случаев ремонт – лишь временная мера, потому что в системе охлаждения постоянно возникает высокое давление, что приведет с повторной разгерметизации магистрали. Если проводить своевременное обслуживание и очистку системы, менять радиатор часто не придется. Поэтому, когда деталь сломалась и на землю вылилась драгоценная охлаждающая жидкость, лучше этот узел заменить, чем постоянно выбрасывать деньги на приобретение очередной канистры.

Как правильно эксплуатировать?

Radiator_Avto6 (1)

Одно из важнейших условий правильной эксплуатации радиатора – обеспечивать его чистоту и предотвращать возникновение чрезмерного давления в системе. Второй фактор зависит от крышки расширительного бачка.

Первая процедура может продлить срок службы этого компонента. Однако ее нужно выполнять правильно.

  • Производитель категорически запрещает повторное использование отработанной свой срок охлаждающей жидкости. Даже если ее очистить, она уже потеряла свои свойства, и поэтому уже будет бесполезной.
  • Если антифриз очень грязный, прежде чем залить в систему новый, ее нужно промыть при помощи дистиллированной воды (ни в коем случае не использовать обычную воду). Она не содержит солей и примесей, которые могут наслоиться внутри змеевика и понизить эффективность охлаждения.
  • При наружной очистке важно учитывать, что ребра теплообменника очень тонкие,  и поэтому даже небольшие усилия могут их согнуть. Впоследствии это будет препятствовать естественному обдуву радиаторных трубок. Если процедура выполняется при помощи минимойки, нужно настроить небольшой напор. Струю следует направлять перпендикулярно ребрам, чтобы скопившаяся грязь не переместилась внутрь теплообменника. Тогда его никак нельзя будет очистить.

Какой радиатор лучше?

Radiator_Avto8 (1)

В большинстве случаев ответ на этот вопрос зависит от материальных возможностей автомобилиста. Медно-латунные модели поддаются недорогому ремонту. По сравнению с алюминиевыми аналогами они обладают лучшими теплообменными свойствами (коэффициент теплоотдачи медного – 401 Вт/(м*К), а алюминиевого – 202-236). Однако стоимость новой детали очень высокая из-за цены на медь. И еще один недостаток – большой вес (около 15 килограмм).

Алюминиевые радиаторы стоят дешевле, они легче по сравнению с медными вариантами (в районе 5 кг.), а также их срок службы больший. Зато их невозможно качественно отремонтировать.

Есть еще один вариант – купить китайскую модель. Они намного дешевле оригинальной детали для конкретной машины. Только основная проблема у большинства из них  – короткий срок службы. Если алюминиевый радиатор справляется со своими функциями на протяжении 10-12 лет, китайский аналог – в три раза меньше (4-5 лет).

Подробности о поломках и обслуживании радиаторов смотрите в следующем видео:

Радиатор охлаждения двигателя. Неисправности. Очистка.

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Главная » Статьи » Что такое радиатор и для чего он нужен?
Подписаться
Уведомление о
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments